Яндекс Дзен: Красная ракета: 500 км на трех колесах

Пресса о нас

Насколько вы подвержены взрывным, спонтанным, абсолютно необдуманным поступкам? Я едва ли могу причислить себя к таким людям. На принятие решений мне иногда нужно даже чересчур много времени. Сам себя за это ругаю, но ничего поделать не могу. Однако тут…

– А не съездить ли нам на мотороллере Bajaj Maxima в Суздаль?

– Блин… Попахивает безумием…

– Вот и славно! Значит, едем!



Запуск двигателя индийского тук-тука – целый ритуал, сравнимый разве что с предстартовой процедурой ракеты. «Ключ на старт!» – бочком протискиваешься через узкий проём, усаживаешься на плоскую скамью, осматриваешься, поворачиваешь ключ – и где‑то за спиной оживает топливный насос, начинают гудеть механизмы…




А дальше нужно немного подождать. Чего? Пока не погаснет индикатор нагрева свечи накаливания. Иначе – никак. Ведь прямо над задней осью висит одноцилиндровый дизель воздушно-масляного охлаждения объёмом 447,3 см³ и мощностью 9,5 сил. Да-да, двигатель на тяжёлом топливе, который к тому же лишён автоматического декомпрессора.




Продувка! Ключ на дренаж!» – сразу же после того, как погаснет оранжевая лампа со спиралью, вытягиваешь манетку с литерой D, нажимаешь кнопку стартера и под дикий вой аккуратно отпускаешь декомпрессор. «Зажигание!» – на холостых кабина наполняется такими грохотом и вибрациями, что невольно ощущаешь себя Гагариным внутри дрожащего от нетерпения «Востока». Впору затыкать уши.




«Предварительная! Промежуточная! Главная! Подъём!» – освобождаешь стояночный тормоз выжимаешь лёгкое сцепление, раза с третьего нащупываешь первую передачу, размашисто крутишь задумчивым газом. Поехали! В Суздаль – это рядом, какие‑то 240 км по Горьковской трассе. Но ещё до того, как я покинул пределы московской атмосферы, мне захотелось катапультироваться.

Рабочее место водителя – иначе и не скажешь! – это прикрученная к полу плоская скамья с привязным ремнём и установленный по центру мотоциклетный руль. Пространства над головой много и обзорность хороша. Педаль тормоза задрана неестественно высоко, хотя к этому рано или поздно привыкаешь. Занятно, что Maxima сертифицирована двухместной, но перемещение вдвоём напоминает картинки из камасутры: пассажир сидит слева, будучи размазанным по двери, а водитель – с замысловато изогнутым позвоночником, пытаясь дотянуться до рукоятки сцепления и переключения передач.

По документам Bajaj Maxima значится мотороллером, то есть для перемещения по дорогам нужны права категории А и шлем. Однако, сидя внутри практически автомобильной кабины, напяливать на себя интеграл или классические три-четверти совсем не хочется. Равно как и выезжать на МКАД, на Третье транспортное кольцо и на крупные загородные магистрали. Характер «пол-литрового» дизелька таков, что пиковые 24 Н·м крутящего момента он выдаёт на 2000 об / мин, а к трём с половиной тысячам уже скисает.


ЗЕРКАЛА Стойки кабины, к которым крепятся зеркала, крадут ощутимую часть и без того не самой выдающейся «полезной площади». Регулировки помогают лишь отчасти, к тому же они сбиваются всякий раз при открывании дверей.

ЗЕРКАЛА Стойки кабины, к которым крепятся зеркала, крадут ощутимую часть и без того не самой выдающейся «полезной площади». Регулировки помогают лишь отчасти, к тому же они сбиваются всякий раз при открывании дверей.

Сверхкороткие передачи пятиступенчатой «механики» включаются левой рукояткой по‑мотороллерному и угадываются скорее по звуковым эффектам: вот завыла коробка фальцетом – ага, четвёртая. Поэтому со светофора от тебя уезжают даже чадящие КамАЗы, а натужный разгон в сопровождении тракторного рокота завершается максимальными 52 км/ч. Так и тянет выйти да подтолкнуть.




Вроде бы Bajaj весит слегка больше 500 кг, но на ходу кажется тяжеловесным, «упирающимся», для смены направления требующим налечь всем телом на мотоциклетный руль и одновременно с этим быть крайне точным в движениях, а в напряжённом повороте обязывающим держать ухо востро – натуральный грузовик. И это при том, что необходимые тук-туку для разворота 3,2 метра и компактные габариты наделяют его похвальной манёвренностью. Хорошо, что тормозит Maxima узенькими шинами пусть и менее эффективно, чем современные автомобили, но ровно, предсказуемо, без рысканий. Хотя, может, оно и к лучшему, что в виражах мотороллеру не хватает уверенности. А заодно и скорости для того, чтобы перейти опасную грань. Причём дело не только в изначальной порочности трёхколёсной схемы. Посмотрите, как Bajaj косолапит задними 10‑дюймовыми колёсами!




Всё из‑за «экономичной» подвески на качающихся сварных рычагах, при которой развал пляшет от отрицательного до положительного словно на дискотеке. Грузовой «Татре» такое и не снилось. Зато демпфирование подбиралось, видимо, под специфику индийского рынка, где грузят, сколько влезет, и везут, куда придётся, не разбирая пути. Так что с пустым кузовом Maxima едет сочно и тряско. На приличном асфальте мотороллер не оставит без внимания ни один стык или трещинку, а на серии коротких волн это настоящий вибромассажёр. Но между тем, несмотря на всю конструктивную простоту, подвеска отнюдь не прочь, как говорят раллисты, «подубасить по любой помойке». Вот я и дубасил. Надо ли говорить, что все пятнадцать часов, что заняла дорога до Суздаля и обратно, я провёл с выкрученным наизнанку дросселем исключительно в правой полосе, а то и вовсе на кочковатой обочине, путаясь у всех под колёсами? Но вот парадокс: на протяжении поездки я не услышал ни одного недовольного клаксона в свой адрес.

Топливная ёмкость вмещает всего 8 л солярки. Впрочем, при аппетите на уровне 3,8–3,9 литров на «сотню» запаса должно хватить минимум на 200 км

Наоборот! Вокруг улыбки, поднятые вверх большие пальцы, одобрительные сигналы… Но под конец второго дня я даже стал уставать от блиц-опросов. «Сколько стоит?»


ДВИГАТЕЛЬ Дизельный «сингл» Bajaj объёмом 447,3 см³ развивает всего 9,5 л.с. при 3400 об / мин и 24 Н·м при 2000 об / мин, что для атмосферного нижневального мотора на тяжёлом топливе со штанговым приводом клапанов можно считать нормой. За счёт применения пятиступенчатой «механики» его потенциала хватает, чтобы набрать 52 км / ч. При этом индийцы обещают, что до капремонта двигатель должен пробежать не менее 100 тысяч километров. А вот про происхождение они не говорят ничего, хотя конструктивно он сильно напоминает японский промышленный дизель Kubota OC95‑E2, разве что диаметр цилиндра на 3 мм больше. Доступ к расположенному над задней осью силовому агрегату осуществляется через большой люк в грузовой платформе: это удобно, но при условии, конечно, что кузов пустой.

ДВИГАТЕЛЬ Дизельный «сингл» Bajaj объёмом 447,3 см³ развивает всего 9,5 л.с. при 3400 об / мин и 24 Н·м при 2000 об / мин, что для атмосферного нижневального мотора на тяжёлом топливе со штанговым приводом клапанов можно считать нормой. За счёт применения пятиступенчатой «механики» его потенциала хватает, чтобы набрать 52 км / ч. При этом индийцы обещают, что до капремонта двигатель должен пробежать не менее 100 тысяч километров. А вот про происхождение они не говорят ничего, хотя конструктивно он сильно напоминает японский промышленный дизель Kubota OC95‑E2, разве что диаметр цилиндра на 3 мм больше. Доступ к расположенному над задней осью силовому агрегату осуществляется через большой люк в грузовой платформе: это удобно, но при условии, конечно, что кузов пустой.

В Индии просят 208 тысяч рупий, что эквивалентно примерно 192 тысячам российских «деревянных». Но после таможенной очистки и затрат на доставку выходит около 340 тысяч рублей, что почти в два с половиной раза дешевле бортового УАЗа «Профи». «Сколько можно увезти?» При ширине 1420 мм длине 1650 мм платформа вмещает два европоддона, а максимальная грузоподъёмность мотороллера – до 470 кг. И Maxima действительно их утащит.

ТОРМОЗА
Тормоза всех колёс барабанные, но при столь скромных динамических возможностях их более чем достаточно. Никакой ABS, разумеется, нет.



Во всяком случае, на первых трёх передачах. Жаль лишь, пол кузова ничем не прикрыт, отчего краска обдирается на счёт раз-два. «Сколько жрёт горючки?» Я не особо аккуратничал с ручкой газа, а один раз и вовсе едва не оторвал её в погоне за дополнительными километрами в час, но аппетит у «Максимы» всё равно оказался на уровне 3,8– 3,9 л / 100 км. А у коллеги, который ехал «чуть дыша», вышло 2,7 л на сотню. С учётом того, что бак вмещает 8 л солярки, запаса должно хватить минимум

ПОДВЕСКИ
Спереди на Bajaj установлена привычная по трёхколёсникам рычажная вилка с парой простецких амортизаторов, а сзади – качающиеся рычаги, как у «Запорожца».

на 200 км. «А зимой как передвигаться? »Сложно сказать. Конечно, «индус» оснащён закрытой кабиной и примитивным дворником без омывателя, на крохотные 10‑дюймовые диски при определённой удаче можно найти зимнюю резину, а автономный отопитель присутствует в списке опций. Но главное – одеться потеплее, а лучше прихватить в дорогу ещё и грелку (или жилет с электроподогревом, благо тут есть 12‑вольтовая розетка). Ну и чистая салфетка из микрофибры тоже не помешает – стёкла стопроцентно будут потеть.




РАМА
Внушительная лонжеронная рама, на которую навешены все основные агрегаты, кабина и кузов, роднит Bajaj скорее с автомобилями, чем с мотоциклами.

Впрочем, из таких вот уличных разговоров становится очевидно, что спрос на индийский аналог тульского «Муравья» всё‑таки есть, и с учётом обещанных 100 тысяч километров до капремонта двигателя какое‑то число «Максимок» наверняка найдёт своего покупателя (скажем, для эксплуатации на ферме, в качестве импровизированной витрины или в роли передвижной кофейни). Но в свете тотальной автомобилизации и национального менталитета («Да я лучше поддержанный Largus куплю! ») цифры продаж утилитарной «красной ракеты» могут оказаться весьма скромными. Печально, если будет так. Мотороллер предоставлен на тест компанией EW Motors. Благодарим ресторан «Гнездо пекаря» (г. Суздаль) за гостеприимство и помощь в подготовке материала.

Трёхколёсные мотороллеры – самый массовый грузовой транспорт планеты: на них ездит вся Африка, Азия и половина Южной Америки, где большинству населения даже маленький полноценный грузовичок не по карману. В Китае парк трициклов и вовсе достиг невиданных масштабов: там встречаются даже прицепные фуры с такими тягачами. Но есть ли будущее у подобного транспорта в России? Не знаю. Хотя у Bajaj Maxima C для успеха есть определённые задатки: тяговитый и крайне экономичный дизельный двигатель, закрытая кабина, вместительный кузов и подъёмная цена.

Источник: Журнал "Мото". Июль